Михаил Иванович Венюков родился 6 июля 1832 г. в Рязанской губернии, в обедневшей дворянской семье. Отец Михаила был участником Отечественной войны 1812 г. Раннее детство Михаил провел у своей бабушки. В пять лет он уже читал. Очень увлекали его книги по географии.
Затем была учеба в кадетском корпусе, посещение лекций по естествознанию в Петербургском университете, поступление в Академию генерального штаба.
В 1857 г. поручик Венюков прибыл в Иркутск. Именно отсюда началась его дорога на Дальний Восток, именно здесь произошли знаковые встречи, определившие дальнейший жизненный путь путешественника.
На грамотного, любознательного, энергичного молодого офицера обратил внимание «собиратель дальневосточных земель» - генерал-губернатор Н.Н. Муравьев (впоследствии получивший добавку к фамилии - Амурский). Он предложил Венюкову ехать вместе с ним на Амур. В своем дневнике Венюков записал: «Мечта моя быть на Амуре, представлявшем в то время крупный политический интерес, сбывалась».
19 июня 1857 г. М. И. Венюков впервые увидел Амур, где стал не только свидетелем, но и участником значимых для Отечества исторических событий. Об этом он позже написал в «Воспоминаниях о заселении Амура в 1857-1858 годах».
«Амурское дело» стало хорошей школой для молодого исследователя. Помимо впечатлений он получил прочные навыки полевых работ и главное - стал смотреть на вещи и явления с государственных позиций в интересах России.
В декабре 1857 г. все обработанные материалы Венюков доставил графу Муравьеву-Амурскому в Петербург. К этому времени до столицы дошли известия об открытии у берегов Приморья двух бухт - св. Ольги и св. Владимира. Муравьев-Амурский Н.Н. отчетливо понимал, что необходимо срочно разведать к ним сухопутный маршрут. Стояла задача – найти пути «от Уссури к морю». Карт этого региона в то время не было.
В Петербурге Венюков встретился с Г.Н. Невельским. «… в течение нескольких вечеров беседовал со мной о Нижне-Амурском и Уссурийском краях… Опасаясь, как бы я из чего-либо сообщенного не забыл, он начертил на особом листе эскиз страны между Уссури и Японским морем и тут же написал на полях пояснительный текст. Более честного человека мне не случалось встречать», - вспоминал позднее Венюков. По сути, именно Невельской подсказал Михаилу Ивановичу Венюкову маршрут предстоящего путешествия. Так адмирал Невельской стал своеобразным крестником молодого исследователя.
Удивительным человеком был Венюков!
13 июня 1858 г. с территории нынешнего Хабаровского края экспедиция отправилась в дальний путь. Предстояло преодолеть сотни верст по нехоженной тайге и найти перевалы к морю через мощные хребты Сихотэ-Алиня, составив при этом точную карту маршрута. Весь труд съемки и других сложностей он вынес на своих плечах, ибо двое прикомандированных к нему топографов не прибыли в срок. Впоследствии ученый скупой строкой как бы обронил: «Не желая, чтоб составленная мною карта оставляла в недоумении тех, которые бы стали руководствоваться ею, я не позволил себе определять расстояние на глаз, а прошел все пространство от Уссурийского поста до устья Лифулэ (Тадуши - Зеркальная) пешком, ведя счет шагам». И не зря - позже частью маршрута прошли Максимович, Пржевальский и Арсеньев.
Все свои впечатления впоследствии Венюков прекрасно изложил в отчете «Обозрение реки Уссури и земель к востоку от нее до моря». Он детально обрисовал особенности географии вновь открытого края, быт коренного населения и своеобразие местностей.
В пути ему пришлось преодолеть трудный перевал, увенчанный ныне памятным знаком и носящий его имя (перевал Венюкова - Кавалеровский р-н). Наконец 30 июля 1858 г. маленький отряд вышел к морю. «Я вышел на берегу Японского моря … в районе бухты Зеркальной… В знак нашего пребывания в тех местах поставлен крест с надписью, что мы были там», - отмечено в дневнике путешественника.
Внезапная болезнь не позволила продолжить путешествие.
В сентябре, работая над отчетом экспедиции, Михаил Иванович Венюков твердо решает покинуть дальневосточный край. Не желая терпеть интриги против себя, в январе 1859 г. он покинул Восточную Сибирь. Впоследствии службу проходил на Кавказе и в Польше, побывал в Китае и Японии. Его печатные труды стали известны в научном мире. Но в России Венюков слыл неблагонадежным, уж слишком открыто и смело он высказывал свои взгляды.
В 1877 г. М.И. Венюков подал прошение об отставке с воинской службы и был уволен «генерал-майором с мундиром». В этом же году он выехал в Париж, расставаясь с родиной навсегда. За границей он жил во Франции, Швейцарии, Англии, был избран членом географических обществ этих стран. М.И. Венюков много путешествовал - по Северной Африке, Мадагаскару, Занзибару, по Южной и Центральной Америке, Норвегии, Италии.
24 года прожил М.И. Венюков вдали от России, продолжая оставаться ее патриотом. Он писал: «Нет силы, которая бы могла исключить меня из числа преданных сынов русской земли».
Задолго до своей кончины, будучи одиноким человеком, он составил завещание. Богатую научную библиотеку, свыше 1200 томов, и все свои рукописи он завещал «селению Хабаровка». Денежную сумму - Русскому географическому обществу, селу Никитинскому, где родился, и селу Венюково на Уссури, выразив желание, чтобы эти средства пошли на нужды образования.
Узнав о создании Общества изучения Амурского края, М.И. Венюков пожертвовал первому научному обществу далекой российской окраины 416 томов и 78 карт из своей библиотеки.
На родине его труды долгое время имели гриф секретности. Но времена изменились.
Труды Венюкова актуальны сегодня для России как никогда. В современном научном сообществе исследователя часто называют одним из «отцов» евразийства и геополитики. Он справедливо считал, что присоединение Приамурского края - наиболее замечательное событие XIX века, позволившее мирным путем выйти к открытому морю, где Россия сможет развить свои морские силы и приобрести мировое влияние.
Он полагал, что только добровольное переселение на Дальний Восток, только крепкие крестьянские хозяйства могут создать базу для процветания региона. И здесь же: «Мы преступно мало обращаем внимания на эту далекую нашу окраину».
Венюков теоретически определил историческую роль в мире России и Китая; он же призывал поддерживать дружественные отношения с Японией.
Свой жизненный путь большой ученый и неутомимый путешественник закончил в одной из парижских больниц 17 июля 1901 г. Прах его покоится в Ницце.
В память о нем осталось:
• на реке Уссури село Венюково,
• его именем назван перевал через хребет Сихотэ-Алинь,
• мыс на Курильских островах.
В Дальневосточной государственной научной библиотеке в Хабаровске и в библиотеке Общества изучения Амурского края во Владивостоке читатели и сегодня пользуются книгами, подаренными М.И. Венюковым, ученым, чьи заслуги признаны всем миром.
Подготовила Сидоренко М.Н.,
зав. отделом краеведения
Нет комментариев
Добавить комментарий