Его история началась в 1898 году, когда по проекту министра финансов Российской империи графа Сергея Витте русские здесь основали станцию строившейся в те годы Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
Первоначальный вариант соединения Сибирского пути с Владивостоком по долине Амура был отвергнут ввиду значительных технических трудностей. Именно тогда возник проект КВЖД. Благодаря усилиям тогдашнего министра финансов С. Витте было получено согласие китайского правительство на строительство этой дороги.
Харбин должен был стать крупной узловой станцией по пути от Иркутска до Владивостока. После того, как железная дорога была построена, поселок начал стремительно развиваться и быстро получил статус города. Все работы осуществлялись русскими инженерами и архитекторами, а рабочей силой были в основном китайцы. В старых районах Харбина и сегодня можно встретить типично русскую архитектуру. А в те далекие годы начала 20-го века таким образом подчеркивалось российское присутствие в регионе.
Этому городу была уготована особая судьба. Именно ему в 20-е годы ХХ-го века суждено было на определенный срок стать не просто прибежищем, а значительным культурным центром для русских, эмигрировавших в этот регион из России.
Русский писатель, философ, историк, автор повестей и романов, Всеволод Никанорович Иванов писал о Харбине так: «…Харбин был международным скороспелым городом, где сравнительно недавнее 20-летнее существование и общин труды народов Китая и России создали оригинальный и сильный гибрид…Расположенный на реке Сунгари, на пересечении речной и железнодорожной магистрали Москва-Тихий океан, Харбин рос быстро и мощно…».
К 1924 году в городе насчитывалось около ста тысяч русских эмигрантов. Как писал архиепископ Нафанаил (Львов): «Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение ещё 25 лет после революции. В Харбине было 26 православных церквей, из них 22 настоящих храма, целая сеть средне-учебных школ и 6 Высших учебных заведений…Харбин на четверть века продолжил нормальную дореволюционную русскую жизнь».
В 1932 году город был оккупирован Японской императорской армией и вошёл в состав марионеточного государства Маньчжоу-го. В 1935 году СССР продал долю собственности КВЖД Маньчжоу-го, после чего отток русских из Харбина существенно увеличился.
Русское Зарубежье прекратило в Харбине свое существование только в конце 50-х годов ХХ-го века, когда европейское население покинуло Китай и разъехалось по всему миру, в том числе и по республикам бывшего СССР.
Современный Харбин — это мегаполис с более чем 12-миллионным населением. Сейчас трудно поверить в то, что в середине XIX столетия на этом месте города не было и в помине, и в начале XX века русские составляли львиную долю населения этого места. В наши же дни в Харбине русский человек является большой редкостью.
«Русский Харбин» - так называется книга из отдела краеведения Центральной городской библиотеки им. А.Д. Старцева. В ней приведены малоизвестные страницы о городе Харбине, центре дальневосточного Русского Зарубежья первой половины ХХ века. Воспоминания, заметки, очерки освещают культурную жизнь в городе в 20-30-е годы прошлого века.
О высших учебных заведениях Харбина, о театральной жизни, о русском спорте, о жизни русских художников, о православных храмах, об ученых-китаеведах и краеведах, открывших миру в те далекие годы Маньчжурию и Китай – обо всем этом можно прочитать на страницах уникального издания «Русский Харбин».
Издание снабжено фотографиями и иллюстрациями, а также комментариями об авторах воспоминаний и исторических очерков.
Мемуары написаны разными авторами: мастерами слова, известными писателями, такими, как Вс.Н. Иванов, Н.А. Байков, Н.К. Рерих, и простыми свидетелями, участниками различных событий в культурной жизни Харбина. Некоторые материалы публикуются впервые.
Любители истории и краеведения, эта книга для вас!
Подготовила Сидоренко М.Н.,
зав. отделом краеведения
Центральной городской библиотеки им. А.Д. Старцева
Нет комментариев
Добавить комментарий