Наши новости

#Познавай_РОССИЮ! Бухта Конюшкова

   Имя Ивана Ивановича Конюшкова  появилось на карте залива Петра Великого в 1891 году, когда он, будучи старшим штурманом канонерской лодки «Кореец», возглавлял съемочные работы в районе острова Путятин. За короткий промежуток времени офицеры «Корейца» и клипера «Джигит», выделенные для гидрографических работ, под руководством Конюшкова исследовали несколько бухт, исправили неточности в нанесении на карту прилегающего к острову Путятин побережья, сделали промер в заливе, Стрелок.

     Успешному завершению работ способствовал большой опыт руководителя. С гидрографическими исследованиями Конюшков познакомился еще во время учебы в Морском техническом училище. С первым офицерским чином прапорщика корпуса флотских штурманов он в 1884 году получил и первое назначение на самостоятельную работу по производству зимнего промера на рейдах и гаванях Кронштадта.

     На протяжении пяти лет Иван Иванович плавал в летнее время штурманом канонерской лодки «Туча», корабля «Петр Великий», фрегата «Светлана». С началом зимы экипажи кораблей жили в казармах на берегу.

     Они несли караульную службу и занимались в основном строевой подготовкой. Казарменная муштра, конечно, ничего не давала для повышения специальных знаний и не особенно устраивала Конюшкова. Он подал рапорт командованию с просьбой разрешить заниматься зимним промером ка кронштадтских рейдах.

     Зимний промер — наиболее точный метод определения глубины моря. Употребляется он в особенно важных для мореплавания бухтах, проливах и гаванях. Несомненно, что к таковым относились рейды и гавани Кронштадта, принимавшего ежегодно большое количество военных и торговых судов. В гидрографической части, занимавшейся этими работами, людей не хватало. Прошение Конюшкова поддержали.

     В течение пяти лет пребывания на Балтике каждую зиму под пронизывающим холодным ветром сутками находился он на льду Финского залива и обширных внутренних гаваней Кронштадта. Чтобы составить точные карты, надо было измерить тысячи глубин. Для этого пробить во льду ровно столько же лунок для опускания лота. Работа тяжелая и изнурительная. И все же она больше нравилась молодому штурману, чем дежурства в экипаже.

 

Бухта Конюшкова 2009 год


   В 1890—1891 гг. Иван Иванович в должности младшего штурмана фрегата «Память Азова» совершил переход с Балтики к берегам Тихого океана. Когда фрегат находился во Владивостоке на ремонте после длительного океанского плавания, штурманы его привлекались для плаваний на других кораблях Тихоокеанской эскадры и Сибирской флотилии. В течение 1891 года поручик корпуса флотских штурманов Конюшков плавал в водах Японского моря на клипере «Джигит» и канонерской лодке «Кореец» в должности старшего штурмана. Именно в этот период клиперу «Джигит» н канонерской лодке «Кореец» командование поручило провести исследования в заливе Стрелок и у острова Путятин.

    На Балтику Иван Иванович возвратился на крейсере 1 ранга «Герцог Эдинбургский». В 1894 году он занимался гидрографическими работами на паровом судне «Колдунчик» в Финском заливе, а затем плавал штурманом крейсера «Стрелок».

     О последних годах жизни и деятельности И. И. Конюшкова удалось узнать от его дочери Веры Ивановны.

     В 1905 году Иван Иванович получил чин подполковника и продолжал служить старшим штурманом яхты «Штандарт». Затем стал флагманским штурманом, плавал на яхтах «Полярная звезда», «Александрия», пароходе «Самсон» и портовом судне «Бурун». 14 апреля 1913 года он стал генерал-майором корпуса флотских штурманов.

     Плавания в Балтийском море сменялись походами с визитами в Германию, Англию, Францию и другие страны. Во время длительных морских путешествий Иван Иванович хорошо изучил Балтику, а большой опыт гидрографических работ позволил ему создать капитальный труд — «Лоцию Балтийского моря». Вышедшая в свет в 1915 году лоция выгодно отличалась от своих предшественниц полнотой материалов, необходимых для безопасного, плавания, и удобством их расположения.

     После революции И. И. Конюшков вышел в отставку и в конце 1918 года уехал в город Юхнов Смоленской области к своей матери. Весной следующего года Вера Ивановна посетила в Юхнове отца. Это была их последняя встреча. У него сильно болели ноги, и он практически не вставал с постели. 8 августа 1919 г. Иван Иванович Конюшков умер от заражения крови. Похоронили его на городском кладбище. Во время войны его могила и дом, в котором он родился и жил последние дни, были разрушены. Но память об И. И. Конюшкове живет в названии бухты в заливе Петра Великого и в составленной им лоции Балтийского моря.

     В семейном архиве Конюшковых сохранилось немного документов. Но в нем удалось найти фотографию И. И. Конюшкова…

     В первые фото Ивана Ивановича Конюшкова с супругой М.В.Конюшковой было опубликовано в 1986 году в газете «Боевая вахта» в статье инженера-гидрографа Б.Масленникова.





Источники:


История Императорской Яхты «Штандарт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://antikspb.ru/istoriya-imperatorskoj-yaxty-shtandart/

Груздев, А.И. Береговая черта: имя на карте: морской топонимический словарь Приморского края / А.И. Груздев. – Владивосток: Дальнаука, 1996. – 242 с.

Масленников, Б. Морская карта рассказывает / под ред. Н.И. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Воениздат, 1986. – 368 с.: ил.


Рублева, О.Л. От Або до Ясной поляны по карте Приморского края: школьный топонимический словарь / О.Л. Рублева. – Владивосток: изд-во ПИППКРО, 2010. – 212с.


Степанов, А. Русский берег. История географических названий / А.Степанов. – Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1976. – 192с.: ил.



Подготовила Сокуренко А.А.,

библиотекарь отдела краеведения




Нет комментариев

Добавить комментарий