В старой России театр был непременным атрибутом городского быта. Предложение отставного экипажного фельдшера Бакушева – создать любительский театр – немногочисленное население порта дружно поддержало. Первая постановка состоялась в 1873 г. Любительский театр предложил неизбалованной культурным досугом публике «Гамлета» Вильяма Шекспира. В качестве актеров он привлек ссыльнокаторжных женщин и штабных писарей Сибирского флотского экипажа.
Для репетиций и спектаклей Бакушев арендовал у китаянки Мэри Купер большую фанзу, которая располагалась на спуске к Семеновскому покосу.
Однако первый опыт на далекой окраине Российской империи закончился печально. Пьяные офицеры сорвали постановку, сокрушив декорации и избив актеров. Вскоре Бакушев покинул город. Театральная жизнь в городе замерла. Изредка случались лишь любительские, семейные постановки в тесном кругу.
В 1885 году, спустя 25 лет после основания Владивостока, в городе появился первый специальный зал для спектаклей, рассчитанный на 350 мест. Среди публики он получил название театрального зала мадам Галецкой. Артисты-любители музыкально-драматического кружка представили на суд горожан свой первый спектакль «Завоёванное счастье».
Еще более интересно проходили вечера в Морском собрании. Там тон задавал лейтенант Сергей Ильич Зилоти – флаг-офицер контр-адмирала Макарова.
(Для справки. В раннем возрасте Сергей Зилоти поступил в Морской корпус в Петербурге. По окончании учебы в 1883 году был направлен на службу во Владивосток, где стал флаг-офицером штаба младшего флагмана Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Степана Макарова. С молодости Сергей Зилоти любил театр, прекрасно играл на гитаре, пел, сочинял стихи и музыку; во Владивостоке организовал любительскую театральную труппу. С.И. Зилоти был двоюродным братом Сергея Рахманинова.)
Сергей Ильич оказался талантливым режиссером. Он находил актеров среди местной молодежи и тщательно репетировал с ними роли, немало сил тратил на работу с хором, добиваясь от исполнителей не только хорошего пения, но и драматической игры.
В дни спектаклей и концертов зал Морского собрания во Владивостоке был набит до отказа. Зрители приходили в восторг, и только, как много лет спустя вспоминал один из зрителей, наши седобородые «старики» адмиралы Алексеев и Макаров неодобрительно перешептывались: «С ума посходила наша молодежь. Чего доброго и капитаны на сцену полезут». Где им, старикам, было молодых понять! Ведь контр-адмиралу Макарову в ту пору было уже 48 лет, а вице-адмиралу Алексееву – полных 49!
Вскоре в эти залы стали приезжать на гастроли и профессиональные театры. По словам тогдашнего местного «летописца», «владивостокская общественная жизнь в 1889 году была сравнительно оживлена благодаря наезду целой группы актеров, актрис, певцов, фокусников и музыкантов».
Не все было по нраву городским властям в театральном зале Галецкой. Ведь не зря возмущалась городская газета: «Простота местных нравов все больше и больше дает себя чувствовать. Наши девицы полусвета, не пропускающие ни одного спектакля, держат себя в театре до того развязано, до того неприлично, что порядочной женщине приходится избегать театра и сидеть дома. Давно пора положить конец этим безобразиям!»
Осенью 1899 г. театральный зал мадам Галецкой пострадал от пожара. Немного позднее, в начале 20-го века, на основе сгоревшего купец Галецкий отстроил новый каменный двухэтажный театральный зал на 700 мест под названием «Золотой Рог».
В том же году купец А.А. Иванов при гостинице «Тихий океан» построил четырехъярусный театр, вмещавший 770 зрителей. Он был снабжен электрическим освещением и паровым отоплением. В конце июня 1899 г. первый на российском востоке театр был освящен епископом Приморским и камчатским Евсевием.
В истории театра «Тихий океан» было много разнообразных событий. На его сцене давали спектакли известные в России театральные коллективы с участием знаменитых артистов. Здесь владивостокские зрители смотрели балет и оперетту, слушали оперу и оркестровые концерты. Свое искусство показывали цирковые коллективы. Нередкими в театре были благотворительные спектакли и концерты. А студенты Восточного института всегда имели бесплатный доступ в театр.
Собственной труппы театр не имел, все представления на сцене «Тихого океана» давали приглашенные А.А. Ивановым коллективы, при этом приходилось выдерживать жесткую конкуренцию, связанную с деятельностью других театров Владивостока.
Местные поклонники Мельпомены увидели на сцене театра лучших исполнителей того времени – Владимира Долматова, Петра Орленева, Веру Комиссаржевскую. Благодаря городским театрам владивостокцы не чувствовали себя оторванными от культурной жизни России.
После смерти энтузиаста-антрепренера А.А. Иванова в 1906 г., репертуар театра, качество представлений резко ухудшились И в 1910 г. «бывший театр «Тихий океан» переделывается под частные квартиры…», - сообщила газета «Дальний Восток»…
Хабаровская пресса еще в конце XIX века не умолкала о новых театральных премьерах Марии Николаевны Нинины-Петипа (Мария Мариусовна Петипа), внучке одного из величайших балетмейстеров мира Мариуса Петипа. В начале прошлого века она открывала театры, давала концерты в Хабаровске, Владивостоке и других городах региона. В 1903 году госпожа Петипа смогла открыть во Владивостоке первый городской театр, он назывался по примеру москвичей Владивостокским общедоступным театром.
7 апреля 1903 г. спектаклем А. Островского «Волки и овцы» открыл театр свой первый сезон. В августе 1903 г. был поставлен спектакль «Власть тьмы», приуроченный к 75-летию со дня рождения Л. Толстого, «Ревизор» Гоголя, пьесы Чехова и Горького, Мольера и Шиллера.
В 1907 - 1908 гг. в городе открываются Народный дом со специальным большим залом для театральных постановок и Пушкинский театр в построенном здании Общества приказчиков. Затем появляются во Владивостоке и другие театры…
Мировая и гражданские войны развитию театрального дела во Владивостоке не помешали. Расцвели театры, кабаре и варьете – все, что бежало от войны на Дальний Восток. В «Золотом Роге» шли спектакли труппы Долина, на сцене Народного дома давала представления труппа Акуловой, а при литературно-художественном салоне (бывшее Общество любителей искусств) в 1918 году был создан театр миниатюр «Балаганчик». Там ставили «Незнакомку» Александра Блока, «Куранты любви» Кузьмина и скандальную «Флорентийскую трагедию» Оскара Уайльда.
В октябре 1922 года многие артисты покинули Владивосток, кто-то уехал в Китай, кто-то смог добраться до Европы или Америки. Оставшиеся во Владивостоке артисты объединились в артистическое товарищество «Золотой Рог» Спектакли шли в здании театра.
В мае 1931 года по решению горсовета эти театральные труппы вновь объединяются, и создается владивостокский драматический театр «Золотой Рог». В 1932 году ему присвоено название «Владивостокский городской драматический театр имени Максима Горького». В связи с образованием в 1938 году Приморского края городской театр получает статус краевого.
Приглашаем вас посетить отдел краеведения Центральной городской библиотеки им. А.Д. Старцева, где можно познакомиться с литературой, освещающей интересные страницы театральной истории Владивостока, Приморского края.
Использованная литература и источники:
1. Королева, В.А. Хроника культурной жизни Владивостока. 1922-1929 гг. Музыка. Театр. Кино / В.А. Королева. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. – 188 с.
2. Матвеев, Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока / Н.П. Матвеев. - 2-е изд. доп. - Владивосток: Тихоокеанское изд-во «Рубеж», 2012. – 512 с.
3. Мизь, Н.Г. Владивосток: прогулки в прошлое. Краеведческие очерки / Н.Г. Мизь; Общество изучения Амурского края. – 2-е изд., испр. и доп. – Владивосток: ОИАК, 2016. – 348 с.: цв. ил.
4. Филатов, Ю.Г. В гостях у прапорщика Комарова / Ю.Г. Филатов. - Владивосток: ООО «Информационно-рекламное агентство «Комсомолка ДВ»: Общество изучения Амурского края, 2004. – 180 с.: ил.
5. Из Парижа с любовью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stmagazine.ru/issues/2018-05/iz-parizha-s-lyubovyu.
6. Культурный досуг жителей Владивостока [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oldvladivostok.ru/articles/?a=198&s=123.
Подготовила Сидоренко М.Н., зав. отделом краеведения
Нет комментариев
Добавить комментарий