Людмила Михайловна счастливая обладательница полного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, 1964 года издания. 4-х томное издание содержит уникальные фотографии писем, заметок, черновиков, написанных Лермонтовым.
Михаил Юрьевич Лермонтов был не только поэтом, драматургом и прозаиком, но и талантливым художником. В книгах вашему вниманию представлены работы Лермонтова в карандаше, пером, акварелью и маслом.
Товарищ поэта по школе гвардейских прапорщиков А.М. Меринский вспоминает:
"Лермонтов любил состязаться с юнкером Карачинским, который известен был по всей школе как замечательный силач — он гнул шомполы и делал узлы, как из веревок. Однажды оба они в зале забавлялись подобными проявлениями силы, вдруг вошел туда директор школы, генерал Шлиппенбах. Каково было его удивление, когда он увидел подобные занятия юнкеров. Разгорячась, он начал делать им замечания: «Ну не стыдно ли вам так ребячиться! Дети, что ли, вы, чтобы так шалить!.. Ступайте под арест». Их арестовали на одни сутки. После того Лермонтов презабавно рассказывал нам про выговор, полученный им и Карачинским. «Хороши дети, — повторял он, — которые могут из железных шомполов вязать узлы», — и при этом от души заливался громким хохотом".
В казачьих станицах Терека и Кубани популярны песни на слова Лермонтова. Как известно, чуждые слова и книжные обороты в песнях литературного происхождения подвергаются переделке применительно к живому народному языку. Но тексты лермонтовских стихов в фольклорном бытовании не подвергаются существенным изменениям. Это в очередной раз доказывает, что образы и эпитеты стихотворений сродни казачьим.
На Кавказе в начале XIX века, Михаил Юрьевич был назначен командиром казачьей сотни.
С первых дней сотня стала носить имя поэта: командир пришелся по сердцу казакам, которые уважали его и гордились им. К.Х. Мамацев вспоминает, что М.Ю. Лермонтов был «отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов», что не раз казачья сотня во главе с ним спасала русских артиллеристов от неминуемой смерти.
Лермонтов не стеснялся учиться у своих казаков. Он быстро освоил и успешно использовал такие казачьи приемы, как «лава» и «вентерь». Кроме того, поэту было присуще чувство товарищества, он «умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни: ходил небритым (казаки носили бороды), спал на голой земле, ел с казаками из одного котла, ходил в красной рубашке и расстегнутом сюртуке без эполет». Казачьей сотней М.Ю. Лермонтов командовал всего лишь месяц, но этого было достаточно для того, чтобы понять, что казаки и их командир буквально созданы друг для друга. Казаки сами назвали свою сотню Лермонтовским отрядом, а командира величали не иначе как сотником, по-казачьи, хотя официально он числился поручиком. В боевой обстановке поэт был неузнаваем. Опасность делала его остроумным, веселым и разговорчивым, без тени злой иронии или ядовитости, которые сопровождали его в светских салонах.
Несколько страниц из книги:
Нет комментариев
Добавить комментарий